Главная
|
Пролог Три года тому назад, примеряясь к автотуру по Европе, я впервые ступил на территорию Рунета. Безбрежный океан информации, открывшийся с вершин туристических порталов, захватил меня, а его виртуальные течения вынесли в сказочную страну "Велоланд". Труды главных её сказителей Юрия Моссоковского, Романыча, Артёма Соломатина, Владислава Кетова, заняли почётные места на моих книжных полках. Их повести о вольных путешествиях будоражили фантазию и подпитывали мой боевой дух на протяжении долгих месяцев, занятых подготовкой к поездке. Пришло время возвращать долги. За последние годы армия приверженцев активного отдыха увеличилась многократно, её воины открывают новые регионы, протаптывают новые тропы и покоряют новые вершины. Негоже оставаться в стороне от этого движения, когда сам нередко вкушаешь его плоды. Непреходящее чувство вины перед ру-нетовской братией, заставило-таки ввергнуть себя в муки литературного творчества и отчитаться перед соратниками за содеянное, внести свою малую лепту в большое общее дело. Надеюсь, что мой скромный опыт окажется полезным для тех, кому не сидится на месте, а мой субъективный взгляд на европейские реалии привлечёт внимание читателей.
Если реакция друзей, на успешный
исход нашего предприятия была ожидаема, то большой неожиданностью для
меня стал неподдельный интерес и искренние восхищения коллег, не
замеченных ранее в приверженности
к активным видам отдыха.
Что ни говори, а И больше всего, я хотел бы донести до читателя, утомлённого 20-ти летней перестройкой, сознание того, что в этих грёзах нет ничего невозможного, что даже на скудную зарплату, едва превышающую пресловутый прожиточный минимум, можно не только прекрасно отдохнуть, но и объехать пол-Европы, набраться впечатлений на долгие годы и даже в чём-то переплюнуть куда более состоятельных граждан, распластавшихся в шезлонгах на дорогих пляжах 5-ти звёздочных отелей и бездумно плавящихся под южным солнцем.
Признaюсь, я не столь фанатично предан этому средству передвижения, чтоб не расставаться с ним ни летом, ни зимой. Но на Земле столько замечательных мест, мимо которых грех проноситься на автомобиле, а пешком далеко не уйдёшь, и когда рюкзак давит на плечи, а ноги подкашиваются на третьем десятке километров – не до окружающих красот.
Я
помню, как 20 лет назад, на старом "Москвичонке", мы сползали к озеру
Рица с высокогорного цирка,
расположенного в сердце
Кавказского заповедника, куда проскочили по утру, презрев "кирпичи" и
лесничьи кордоны. Мы поминутно тормозили, чтоб
лучше рассмотреть снежные
шапки на вершинах,
зеркальце озера, блестевшее далеко внизу, водопады, сыплющие бисером с
километровых высот. Мы выходили из машины, чтоб охладиться в их ледяных
струях под завистливыми взглядами умотанных дальней дорогой
экскурсантов, взирающих на нас сквозь запылённые окна душных автобусов,
идущих в гору; останавливались в узком ущелье, чтоб продраться через
самшитовые заросли к
быстрой речке, кипящие струи которой дышали свежим снегом. И всякий раз,
мы снова втискивались в жестяную коробку, раскалённого под майским
солнцем автомобиля, хлопали дверью и катили дальше.
Тогда и зародилась мысль, пройти
по горным дорогам именно на велосипеде, чтобы всеми порами кожи, всеми
фибрами души вобрать в себя неповторимые запахи тающего снега, прогретой
земли и первой зелени, и чтоб ничто не стояло между тобой и живой
природой.
Я помню, когда 10 лет назад стал
приоткрываться "железный занавес" и появилась реальная возможность
вырваться за границы постсоветского пространства, когда по
TV стали
транслировать
Tour
de
Franсе
и мы увидели, как "горные короли", стоя на педалях,
шли на приступ заоблачных
вершин - захотелось пройти по Альпам. Только там, дикой красоты горы,
поднявшиеся выше облаков, обвиты лентами шоссейных серпантинов. Только
там можно отпустить тормоза и безоглядно лететь
по гладкому асфальту,
состязаясь в свободе парения с птицами, скользящими в прозрачных потоках
воздуха. Только там, чистая, первозданная природа не осквернена
человеком и до самых заповедных уголков можно добраться, не покидая
седла велосипеда.
И
когда в августе первого года третьего тысячелетия, под зависшем в зените
солнцем мы волокли перегруженные "Туристы" по каменистым тропам
Западного Крыма, и на третий день похода один из участников нашей
команды уже проклинал себя за то, что ввязался в эту авантюру и не чаял
добраться до ближайшей ж/д станции, чтоб отбыть
восвояси, мы с сыном –
просто балдели от дикого восторга переполнявшего нас, от необъятного
простора раскинувшегося пред нами, от пьянящего ощущения вырвавшейся на
свободу энергии. И на Мангуп-Кале, в последнюю
ночь нашего пребывания в
Крыму, после шести сотен пройденных по бездорожью километров, вопреки
всем воспринятым физическим и нравственным страданиям, тот же персонаж,
типичный "ботаник", в свои
22 года знавший о млечном пути только из умных книжек, не видевший
дотоле восхода ночного светила, не отведавший ни разу родниковой воды,
не вкусивший сладкого аромата ландышей и по полчаса заходивший в
прогретое до 26-ти градусов море – отказался спать в палатке, улёгся на
"пенке", под мерцающими звёздами и мечтательно рассуждал о том, как по
возвращению в Москву, он купит себе настоящий горный байк
…
И когда, через год
после Крыма, на моё
предложение, прокатиться по Европе на нашем "Соболе", сын ответил:
"Поедем, но только на велосипедах",
- я понял, сбываются и
мои заветные сны!
Мы
не ставили перед собой задачу удивить публику и совершить нечто из
ряда вон выходящее. Всё прозаичнее: мы просто хотели с толком провести
отпуск, покупаться в море,
и не таскать на себе велосипеды по каменистым осыпям и узким
тропкам, как то было в Крыму, а использовать это средство передвижения
на все 100% для того, чтобы больше увидеть в отпущенный работодателем
и КЗОТом период.
С главной целью нашего
похода сомнений не было -
АЛЬПЫ. От них, как от печки, мы танцевали, к ним примерялись
все возможные варианты.
Определяющим фактором был
визовый вопрос, от успешного решения которого зависело всё: и
возможность нашей поездки как таковой, и конкретная нить нашего
маршрута. Известно, что дело это хлопотное и, чтоб труды наши не были
напрасными, изначально решили "гулять на всю катушку", использовать
отпущенный визой срок полностью: не так уж часто мы выезжаем за рубеж,
чтоб затевать всю эту кухню ради прогулки в полторы-две недели.
Самый
простой вариант – купить
в турфирме дешёвую испанскую визу. Тогда, во
избежание возможных
осложнений в будущем (дай бог, не последний раз за границу едем),
желательно стартовать именно из Испании. Но в этом случае, за 30 дней
надо пройти всю шенгенскую зону, не менее
Логичнее – начать со Словакии.
Доехать до Ужгорода московским поездом, на велосипедах добраться до
Михаловце, далее на "особнем влаке" (пригородном поезде) - до Попрада
в Высоких Татрах, и стартовать оттуда. Словацкий климат близок к
нашему, а за два-три дня можно спуститься до Братиславы вдоль одной из
горных рек: Грона или Вага. Затем – Вена, постепенный подъём к
Зальцбургу и только за ним - штурм главных альпийских перевалов,
откуда скатываемся в Венецию. Через Триест въезжаем в Словению, за
полдня пересекаем её в самом узком месте, и остаток времени проводим
на хорватском побережье Адриатики, не спеша дрейфуя в направлении
Сплита и Дубровника. Отбыть домой можно поездом из Белграда, а при
желании – велосипедом через Венгрию, но, скорее всего, после
пройденных до того момента земель, последний вариант будет уже не
интересен.
Замечательный маршрут! Чем
больше я его анализировал, тем больше он мне нравился. Начинался он в
хорошо знакомой стране и далее шёл по нарастающей: умеренный климат
сменялся горным, средиземноморским, постепенно набиралась физическая
форма, из словацкой и немецкоязычной среды, в которые я вжился за 7
лет работы на атомных станциях ЧССР и ГДР, мы попадали к экспрессивным
итальянцам уже после знакомства с европейскими реалиями – не
потеряемся. Ну, и заслуженный финал - отдых в гостях у близких сердцу
славян на самом красивом во всей Европе побережье с архипелагом в
тысячи островов, изумрудной водой и, что особенно любо, видом на запад
- все морские закаты наши! Ну, а набор культурных, исторических,
природных объектов по всему маршруту просто восхитителен.
За год до отъезда я уже
жил дорoгой. Ясные дали, голубые вершины, парящие в утренней дымке
острова - грезились мне, чуть ли не
наяву.
Изначально
мы планировали, что поедем втроём, хотя,
- согласен с
Моссоковским - в дальний велопоход,
с точки зрения мобильности и
психологической устойчивости, лучше отправляться вдвоём. Но я
боялся, как бы сыну за месяц вынужденного общения только со мной не
наскучило - за 20 лет совместного проживания мы и без того достаточно
утомили друг друга. Потому, чтобы
внести свежую струю в
наши застоявшиеся отношения, и было решено пригласить в нашу компанию
ещё одного паренька. Но, несмотря на страстное желание отправиться в
поход, семейные обстоятельства и стеснённость в материальных средствах
заставили коллегу за пару
месяцев до отъезда, отказаться от нашего предложения. Была
попытка заменить выбывшего участника девушкой, спортсменкой,
комсомолкой, но родители, рискнувшие опустить её в том же году в
Америку на три месяца одну, сочли наше
путешествие
чересчур тяжёлой и
опасной авантюрой. Так что, поехали мы в Европу вдвоём, за что не раз
благодарили бога.
Нужна австрийская виза. Со
славянскими странами, при наличии в паспорте шенгенской марки, проблем
не будет. Можно въехать в Европу и с Германии, но тогда придётся
удлинять маршрут в ущерб Адриатике или же проскакивать
Бундесреспублику на воскресных поездах, таская по ним наши велосипеды
со всем скарбом, что мало привлекало.
Есть несколько вариантов решения
визовых вопросов.
Первый – организовать вызов от
австрийских друзей и знакомых. Но таковых мы не имели –
отметается.
Второй – списаться с одним из
бесчисленных австрийских велоклубов, полный перечень которых я
раскопал в немецкой сети, и напроситься к ним в гости, говорят,
неплохо срабатывает. Но нагружать незнакомых людей, попрошайничать не
хотелось, а потом, всё равно, придётся неоднократно наезжать из
Воронежа в Москву для записи в очередь при посольстве, для
собеседований, за визой…
Третий – купить визу в турфирме,
но австрийские уж больно дoроги, и не дай бог, случится прокол, ляпнут
в паспорт чёрную метку, тогда на 5 лет путь не только в австрийскую
республику, но и в
"шенген" будет закрыт.
Следуя заученным с пионерских
времён ленинским заветам, мы решили пойти другим путём, цивилизованным
и, как нам казалось на тот момент, более надёжным – приобрести
туристический карнет. Впервые я наткнулся на этот термин накануне
печально известного 98-го года, просматривая журналы "За рулём". Но
дефолт на несколько лет порушил все планы зарубежных круизов, могло
случиться, что и это столь полезное начинание за прошедшие годы
завяло, так и не распустившись. Каково же было моё удивление, когда, в
ноябре 2002-го, заглянув
в "сеть", я обнаружил, что все эти годы
Carnet
de
Tourist
успешно здравствовал и приносил свои плоды, (почему-то, особенно
обильные не у нас, а в Украине и Белоруссии).
Официальный сайт Всероссийского
общества автомобилистов (ВОА) гарантировал с помощью этого всесильного
средства "…беспрепятственное, помимо общей очереди, без каких бы то ни
было зарубежных приглашений, независимо от целей поездки и выбранного
вида транспорта получение Австрийской, Германской и Швейцарской виз".
Последняя была особо желанной: швейцарские Альпы покруче австрийских,
а при наличии швейцарской
визы все остальные получались бы автоматически.
Мы списались по
e-mail
с ВОА, и получили заверения, что вся информация, вывешенная на их
рекламную доску достоверна.
Для страховки связались и
с Германским посольством, уточнить
возможность въезда в их
страну при отсутствии на руках соответствующего приглашения. Пришёл
стандартный ответ: необходимость наличия 50€ в день на человека и
бронь в гостиницах на все дни пребывания в
BRD. При
повторном запросе мы разъяснили наши цели и способ передвижения чуть
подробнее. Странно, но это их не удивило, посольские работники
оказались понятливыми и любезно поправили первоначальные условия: 50€
в день + средства на оплату
кемпингов.
Эврика! Последняя
корректива кардинальным образом меняла все наши представления о
порядке въезда в европейские страны. Оказывается, если Они проникнутся
вашими искренними намерениями и поверят в них, то охотно идут
навстречу.
Стало веселее. Нас уже не
остановить. Даже если не пустят в Западную Европу – полетим в
Хорватию, с которой, ещё действуют соглашения
по безвизовому обмену,
там есть всё: и горы, и море, и античные города.
Отложив до определённого времени
визовые дела, занялись техникой и снаряжением. Но поскольку, сей этап
подготовки не столь интересен массовому читателю, - опускаю его, но
технические аспекты нашего путешествия будут рассмотрены в конце
книги, в Приложении.
Пришла весна. Пришло и время
вплотную заняться паспортно-визовым делами. Анкеты принимаются
посольствами не ранее, чем за 3 месяца до начала срока действия визы,
и мы планировали обход посольств после майских
праздников. Но тут
споткнулись о первое препятствие. Притом, что новые загранпаспорта мы
с Ильёй заказывали одновременно, и мой был готов в срок, второй где-то
затерялся в недрах ОВИРа. После месяца безрезультатных препирательств
с местным паспортным столом, пришлось обращаться за помощью к
областному руководству. Через день после вмешательства высокого
начальства потерянная ксива нашлась. Но на дворе уже июнь, у Ильи
началась сессия - не до беготни по посольствам. В промежутке между
экзаменами он улучил-таки время и заглянул в ВОА за карнетом.
Проблем с последним не было,
"нарисуют" за 10 минут, но ВОАшники "обрадовали": шенгенские
посольства стали требовать бронь в гостиницах на каждый день
пребывания в их зоне, и одного карнета для получения визы уже
недостаточно. Как быть в нашем конкретном случае, они не могли
ответить и отсылали за консультацией к первоисточнику. Попытки
связаться с представительствами Австрии и Германии по телефонам и
факсам на этот раз не удались – начался горячий сезон, к ним не
пробиться.
Сроки поджимали, и чтоб не
пролететь с визами совсем и не порушить всё наше дело, я решил
вернуться к самому первому
варианту. Да, вступали в
силу ранее упомянутые факторы, и поначалу придётся туговато. Да,
измeнится характер нашего мероприятия: неспешная экскурсионная
прогулка превратится в напряжённое полуспортивное путешествие. С этого
маршрута не будет возможности досрочно отвернуть в сторону дома и
придётся, начав с дальней окраины Европы, идти до конца, в темпе, не
расслабляясь. Но зато, в активе у нас
Первоначально,
я считал достаточным завершить маршрут в Ужгороде, но как-то, коллеги
на работе подначили: "А
слабо доехать на велосипеде до дому?" Сходу стал прикидывать: после
Австрии останется 20 дней отпуска, из них 5 дней на Словакию и две
недели – на Украину, по
Несомненно,
лучше провести оставшееся время в Европе, употребив его на более
близкое знакомство с природными и культурными ценностями, чем пилить
полмесяца по нудным и убитым дорогам Украины и России, но, коли руки у
нас связаны (точнее, ноги
стреножены), шенгенскими
условностями, приходится довольствоваться тем, что имеем. Порешил, что
по ходу дела: по физической форме, по дорожным условиям, по погоде –
будет видно, куда и на чём дальше следовать. Словакию я изъездил ещё
четверть века назад, хотелось посмотреть, что с ней стало сегодня. По
Украинским Карпатам, пересечённым пару раз на машине, тоже хотелось
пройтись на меньшей скорости. Ни разу не был в Киеве, и давно обещал
сестре заглянуть в Славутич. Так что
стимул
был.
И
только позже, по возвращению домой, по реакции окружающей публики, до
меня дошло, что это решение определило и статус похода. И
действительно, одно дело, смотаться в Испанию на самолёте, покататься
там на велосипеде, и вернуться обратно на поезде. И совсем другое –
совершить трансъевропейский пробег.
И начал я обходить воронежские
туристические агентства. Одни фирмачи испуганно открещивались от
данного вида услуг, другие, без всяких гарантий с их стороны, просили
приложить к заявлению авиабилеты и, желательно, в оба конца (хороши бы
мы были с билетами на руках баксов на 600, но без виз!), третьи
навязывали нам автобус до Франции - трое суток в пути и 180$ с носа за
это сомнительное удовольствие + накладные расходы, (забегая вперёд,
поясню, что четыре часа лёту до Барселоны обошлись нам на 10 баксов
дешевле). Всё ясно: с ними каши не сваришь, и более того, можно крепко
обжечься. Рассудив, что в Москве турагентства ближе к посольствам и
связи с последними налажены лучше, я скинул Илье найденные в ру-нете
списки фирм, оказывающих подобные услуги, переслал ему загранпаспорта,
поручительство в том, что беру все его расходы на себя (покуда он
бедный студент) и справку о зарплате (для надёжности выписал её на
стороне на немыслимую сумму, в 32 000 руб. в месяц).
С помощью турагентов Илья
заполнил все анкеты, отдал им деньги, справки, купленные в
обменнике за маржу, об
обмене рублей на евры,
получил на руки договор об услугах, кассовые чеки, оставил свой
телефон и благополучно отбыл на каникулы в Нововоронеж. Мне даже не
потребовалось приезжать в Москву. Судя по отметкам в паспортах, визы
были сделаны на 5-й – 6-й день.
И вот настал день, точнее вечер,
когда рюкзак собран, баул уложен, велосипед уже в Москве, а у дома
стоит "четвёрка" выбывшего участника похода. За окном хлещет дождь -
говорят, хорошая примета. Спускаемся вниз. Не успел я шагнуть за порог
подъезда, как мой углепластиковый баул срывается с плеча, со всего
размаху грохается на бетонные ступени и прыгает по шершавому асфальту,
не щадя своих полированных боков. Весёленькое начало, многообещающее.
И пока машина летела сквозь тьму и ливень, забрасывая лужи на самую
крышу, резко тормозя перед пешеходами, призраками
выпархивающими из пелены дождя под
колёса автомобиля, я судорожно ощупывал баул, считал полученные
им царапины и, убедившись что из первого столкновения с жёсткой
реальностью он вышел без потерь,
достал инструмент и
принялся распутывать
тугие узлы на стропах,
чтоб заменить лопнувший силуминовый карабин.
Началась походная жизнь. В
плацкартном вагоне фирменного поезда Воронеж-Москва закинул
строптивый баул на третью полку, подперев его кроссовками, чтоб он не
повторил свой необдуманный прыжок на головы пассажирам, вежливо
отказался от предложенного проводником влажного постельного белья, и
на его реплику, что в таком разе и матрацем пользоваться не
разрешается, эффектным жестом фокусника отстегнул от рюкзака "пенку",
расстелил спальник и спокойно завалился на верхнюю полку, не заботясь
– в отличие от остальных пассажиров – о том, что о мои ступни,
выбившиеся из под казённых простыней, будут вытирать сопли
пробирающиеся в туалет полуночники.
В Москве заглянули на
велоярмарку в Сокольниках, приобрели рога на мой велик и седло – я не
рискнул отправляться в дальнюю поездку, восседая на инквизиторском
орудии пыток, которым снабжают
велосипеды в стандартной комплектации, обменяли наши
"деревянные" на валюту, докупили фото- и видеоплёнок, заскочили в
"Глобус" на Дзержинке, подходящих карт не нашли, но взяли набор
открыток с видами нашей столицы и русско-французский разговорник.
Спать улеглись пораньше.
В 330 подъём. В
405 уже отъезжали от общаги на потрёпанной "девятке",
илюшкиного однокурсника. Полчаса – и мы в Домодедово. Ещё рано, в
аэропорту довольно свободно. Оглядевшись, подтащили всё барахло к
стойкам
Krasair. Мы
первые.
Пока персонал не появился,
взвесили наш скарб.
Велосипеды, в п/э к которым мы засовали все наши железяки:
котелки с печкой и сухим горючим, запчасти, инструмент, канистры,
фляги - потянули на 16 и
Минут через двадцать
началась регистрация. Илья, с рождения лётавший по России и братским
союзным республикам только на авто, на самолёте летел в первый раз.
Поэтому я попросил девушку, стоявшую за стойкой, чтобы наши места были
рядом, и, по возможности, у окна. На её игривое замечание, в котором
просматривался тонкий намёк на шоколадку: "Не слишком ли многого
хотите?", предложил ей начать со второго пункта. Наша ручная кладь
(рюкзачок с жилетом) её не заинтересовала, а велорюкзак и баул
отправились на транспортёрной ленте в багажное отделение. Я с
волнением проводил взглядом моё стеклопластиковое детище, катающееся
большим пасхальным яйцом по всему транспортёру, и мы, прихватив
велосипеды, потащились в
отделение для негабаритного багажа. Там девушка милосердно скостила с
общего их веса
В числе первых, без всяких
очередей, которыми нас пугали прошедшие эту процедуру предшественники,
миновали и пограничный контроль. На рентгеновской установке, меня
попросили снять жилет, успокоив, что фотоплёнка (по карманам была
рассована дюжина кассет) не засветится. В суете, я забыл изъять из
кармашка складной нож, но его бдительные погранцы прохлопали, и я
беспрепятственно воспользовался "холодным оружием" на борту самолёта в
качестве дополнительного столового прибора.
В 540, ровно
через час после прибытия в аэропорт, мы вышли в зону
Duty
free.
Развалившись в мягких креслах
пустого, просторного зала, в свете утренней зари поглядывали на
самолёты, начинающие расползаться по полю со своих стоянок. Наконец,
подкатили и наш Ту-204-й,
и вскоре мы заняли свои места в салоне бизнес класса, во втором ряду
кресел по правому борту самолёта.
|